Ваши персональные данные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатываются на сайте в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим — пожалуйста, покиньте этот сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку ваших персональных данных.

Бесплатная горячая линия по пожарной безопасности
8 (800) 55-06-112
119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д.40/2 стр.3, оф.125
info@niiopb.ru / Схема проезда
Главная страница Новости Сформирована методическая база для реализации дорожной карты «регуляторной гильотины»

Сформирована методическая база для реализации дорожной карты «регуляторной гильотины»

Аппарат правительства Российской Федерации сформировал для федеральных контрольно-надзорных органов Методику исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» №4714п-П36, утверждённого председателем правительства Российской Федерации 29 мая 2019 года. В соответствии с Методикой федеральные органы исполнительной власти, участвующие в реализации «дорожной карты», подготовят новые модели регулирования по профильным сферам и отменят устаревшие требования.

Основной целью «регуляторной гильотины» заявлено формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы выявления и минимизации общественно значимых рисков. Создаваемая новая система контрольно-надзорного законодательства будет основана на 9 принципах.

Первый принцип — наименьшее регуляторное воздействие. Со вступлением нового законодательства в силу регулирование окажется соразмерным уровню общественно значимого риска и направленным только на объекты, являющиеся источником возникновения данных рисков.

Второй принцип — контроль в отношении одного обязательного требования осуществляет только один контролирующий орган в рамках одного вида государственного или муниципального контроля. Это позволит избавиться от дублирования контрольно-надзорных функций, предметов контроля и обязательных требований между различными контролирующими органами.

Третий принцип касается научно-технической обоснованности обязательных требований. Все требования должны будут соответствовать современному уровню технологического развития и учитывать лучшие международные разработки и практики.

Четвёртый принцип — риск-ориентированность. В соответствии с данным принципом, каждое обязательное требование нормативно закрепляется только в том случае, если уменьшает один из факторов возникновения риска более эффективно, чем альтернативные варианты обязательных требований или способов регуляторного воздействия.

Пятый принцип — открытость и консенсус с подконтрольными субъектами. Новая система регулирования должна быть так согласована с предпринимательским сообществом, чтобы оно приняло её как наиболее рациональный и органичный бизнес-среде способ минимизации общественно значимых рисков.

Шестой принцип — выполнимость. Новая система регулирования будет включать в себя минимально возможное число требований, простых и понятных по содержанию и форме, которые не будут вступать в противоречие друг с другом и будут заведомо реализуемы на практике. Рассматриваемый принцип подразумевает также, что из набора альтернативных обязательных требований, одинаково эффективно снижающих общественно значимый риск, выбирается требование, выполнять которое объекту контроля будет проще всего.

Седьмой принцип — принцип борьбы только с внешними рисками. Внешними по отношению к хозяйственной деятельности предприятий рисками признаются только те, которые потенциально могут причинить ущерб жизни и здоровью людей или иным охраняемым законом ценностям, то есть являются общественно значимыми. В соответствии с данным принципом, не допускается контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, коммерческими, управленческими или иными подобными рисками в деятельности хозяйствующего субъекта, напрямую не влияющими на охраняемые законом ценности. Не допускается контролировать и включать в состав обязательных требований параметры качества продукции (работ, услуг), если они одновременно не являются параметрами безопасности.

Восьмой принцип — принцип приоритета законодательного уровня регулирования. Предполагается, что установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в ряде исключительных случаев: в основном они должны формулироваться на уровне законодательных актов. Подобный подход серьёзно усложнит произвольное разрастание числа обязательных требований и создание ситуаций многократного дублирования функций контроля и надзора.

Девятый принцип — соразмерность. Данный принцип предполагает введение категоризации обязательных требований в зависимости от уровня (категории) риска, предотвращаемого нарушенным обязательным требованием. В соответствии с данной категоризацией будет определяться значимость (грубость) нарушений и мера ответственности, таким образом будет обеспечена соразмерность ответственности уровню риска.

Методика включает в себя описание этапов подготовки новой системы регулирования: анализ текущей структуры нормативного регулирования; формулировка ключевых ценностей, на защиту которых должно быть направлено регулирование; определение ключевых рисков и их источников; определение стратегии реагирования по каждому риску; оценка допустимого уровня риска; формирование укрупнённых групп обязательных требований, обеспечивающих допустимый уровень риска; создание целевой структуры нормативного регулирования.

В методике раскрывается содержание шагов по формированию перечня нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отмене или признанию не действующими на территории Российской Федерации, что позволит федеральным органам исполнительной власти использовать методику как пошаговое руководство к действию.

Отдельный раздел посвящён организационным аспектам реализации «регуляторной гильотины», в том числе он содержит указание о необходимости формирования в структуре органа власти постоянно действующей группы (проектного офиса) и определения ответственного исполнителя по координации работы по реализации «дорожной карты» внутри ведомства.

Методика также содержит описание последовательности внесения в правительство Российской Федерации результатов проработки новой модели регулирования, в том числе проектов нормативных правовых актов.

По материалам НСОПБ