Ваши персональные данные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатываются на сайте в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим — пожалуйста, покиньте этот сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку ваших персональных данных.

Бесплатная горячая линия по пожарной безопасности
8 (800) 55-06-112
119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д.40/2 стр.3, оф.125
info@niiopb.ru / Схема проезда
Главная страница Новости Стало известно как будет происходить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Стало известно как будет происходить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам состоявшегося 21 декабря заседания президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором был утверждён паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (скачать Паспорт).

Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию программы, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Оптимизация, согласно материалам Правительства, предполагает сокращение численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений, совершенствование операционных процессов за счёт применения передовых информационных технологий с направлением высвобождаемых финансовых ресурсов, в том числе, на увеличение фонда оплаты труда.

Кроме того, вице-премьеры Дмитрий Козак и Сергей Приходько, а также министр РФ Михаил Абызов должны будут в течение 2017–2018 годов обеспечить принятие решений о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ. 

Ключевые цели программы — снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Срок реализации приоритетной программы: с декабря 2016 года по 2025 год включительно.

Михаил Абызов:

«По сути дела, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам. Для этого на основании прозрачных критериев мы должны определить категории рисков по каждому виду контроля и надзора.

Необходимо составить полный реестр подконтрольных субъектов и распределить их по таким категориям. Это масштабная, серьёзная работа, которую, в первую очередь, должны будут организовать под методологическим управлением федеральных органов исполнительной власти наши территориальные органы.

Со следующего года мы будем уходить от "палочной" системы оценки. Не важно, сколько проверок провели контрольно-надзорные органы, сколько начислили штрафов, сколько выписали предписаний. Это нужно знать только в информационных и аналитических целях. Оцениваться будет динамика показателей ущерба в подконтрольных сферах».

В первую очередь участвовать в приоритетной программе будут 12 федеральных контрольно-надзорных органов, на которые приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС. Список ведомств, участвующих в программе, будет расширен, пока же остальные контрольно-надзорные органы будут реализовывать ключевые принципы программы самостоятельно.

 Как будет происходить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности?

Согласно Паспорта приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (скачать Паспорт) развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.

 Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:

- сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,
- установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,
- объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),
- внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,
- перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично
доступны.

 Достижение 2-го уровня означает, что:
- сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда,
- определены индикаторы риска и показатели для внедрения «динамической модели»;
- внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для «динамической модели» в
зависимости от изменений профилей риска.

 Достижение 3-го уровня зрелости означает, что:
- на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по
категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов «больших данных»
(Big Data).

 Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:
- внедрены межведомственные карты рисков,
- проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом. Далее, создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. 

По материалам РИА «Индустрия безопасности»