info@niiopb.ru / Схема проезда
Александр Красавин: "среди проектировщиков, и среди экспертов существуют разные взгляды на правила применения добровольных противопожарных требований."
Такое заявление начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин сделал в ходе выступления на научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов нефтегазового комплекса. Проблемы, пути решения», который прошел во Всероссийском институте противопожарной обороны МЧС России.
В своем докладе Александр Красавин рассмотрел аспекты обеспечения пожарной безопасности на стадии проектирования и экспертизы. Спикер отметил, что удовлетворенность профессионального сообщества работой экспертов, осуществляющих проведение государственной экспертизы, очень сильно зависит от состояния нормативной базы, на соответствие которой эксперты оценивают представляемую им проектную документацию. А положение дел с нормированием вопросов обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов капитального строительства нефтегазового комплекса, при этом крайне непростое.
Ситуация с двумя действующими техническими регламентами, регулирующими вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, по мнению эксперта, не способствует нормализации работы специалистов по данному направлению.
К каждому техническому регламенту прилагается своя доказательная база, которая состоит из национальных стандартов и сводов правил, кроме того, действует значительное количество нормативных технических документов, принятых в дореформенный период.
В результате настоящее положение дел с системой требований пожарной безопасности не способствует ни единому пониманию правил применения требований нормативных документов, ни консолидации сообщества специалистов по вопросам пожарной безопасности.
Ранее в разработке каждого нормативного документа принимало участие большое количество ведущих отраслевых и специализированных институтов и организаций по соответствующему профилю разрабатываемого норматива.
К примеру, в разработке противопожарных норм проектирования объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВНТП 03/170/567-87) участвовали ВНИИПКтехоргнефтегазстрой, НИПИ КБС, ЭКБ по железобетону, СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж Миннефтегазстроя, ВНИПИтрансгаз, ВНИПИгаздобыча, ЮжНИИГипрогаз Мингазпрома, Гипровостокнефть, Гипротрубопровод, Южгипронефтепровод, ВНИПИгазпереработка, Гипротюменнефтегаз Миннефтепрома, ВНИИПО МВД СССР, ЦНИИПпромзданий Госстроя СССР. Кроме того данные нормы перед их утверждением дополнительно прошли процедуру согласования с Госстроем СССР, ГУПО МВД СССР, Госгортехнадзором, ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, Минздравом СССР.
Сегодня же разработчиком нормативного документа, как правило, является одна организация, при этом какие-либо согласования требований, установленных в документе, с заинтересованными ведомствами не предусмотрены. В рамках проводимой процедуры публичного обсуждения специалистам далеко не всегда удается прийти к компромиссным решениям в части установления тех или иных нормативных требований. Поэтому полноценная работа над документами с привлечением широкого круга специалистов присутствует не всегда, что нередко приводит к неточностям, ошибочным и необоснованным требованиям, включенным в нормы.
Еще одна обозначенная проблема, усложняющая процессы проектирования и экспертизы по вопросам пожарной безопасности, обусловлена тем, что и среди проектировщиков, и среди экспертов существуют разные взгляды на правила применения добровольных противопожарных требований.
Сообщество специалистов нуждается в разъяснениях, которые помогут достичь единообразного понимания правил применения нормативных документов.
Также существует сложность, связанная с тем, что утверждаемые и вводимые в действие нормативные документы не включаются в доказательную базу к техническим регламентам.
Так, Александр Красавин напомнил, что в последние годы было принято несколько нормативных документов – государственных стандартов, которые установили требования к проектированию морских терминалов СПГ, объектов производства, хранения и перекачки сжиженного природного газа, морских добычных установок в части устройства эвакуационных путей и временных убежищ. Эти документы до сих пор не внесены в доказательную базу к техническим регламентам, что не позволяет ни проектировщикам, ни экспертам в полной мере на них опираться. Более того, в некоторых нормативных документах дополнительно указывается, что данные стандарты не могут использоваться для подтверждения соблюдения требований пожарного регламента. И это при том, что львиная доля требований в них именно пожарные, поэтому включение соответствующих стандартов в те или иные перечни к техническим регламентам также является важным шагом в направлении совершенствования нормативной базы.
Также начальник управления Главгосэкспертизы России констатировал, что далеко не всегда единственным способом обоснования принимаемых в проектной документации нестандартных решений является разработка СТУ. В Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений перечислены способы, посредством которых специалисты могут доказать правильность принятых решений и мероприятий, благодаря чему можно, не прибегая к длительной процедуре разработки и согласования СТУ, предусмотреть альтернативные установленным в нормах решения, обосновав их эффективность указанными в законе способами.
Завершая выступление Александр Красавин заметил, что имеется достаточное количество других актуальных вопросов: уровень детализации проектной документации, представляемой на экспертизу, отсутствие требований пожарной безопасности для объектов малотоннажного производства и потребления СПГ, отсутствие в нормах значений расходов воды на наружное и внутреннее пожаротушение и другие.
При этом отдельно спикер обратил внимание собравшихся на то, что в июле этого года приказом Минэнерго и Росстандарта была утверждена Программа стандартизации в нефтегазовом комплексе на ближайшие пять лет, цели которой: интеграция нефтегазового комплекса в мировую экономику, снижение неоправданных технических барьеров, повышение конкурентоспособности, обеспечение научно-технической и технологической безопасности, координация разработки стандартов в нефтегазовом секторе и др., а основные мероприятия - разработка соответствующих целям программы стандартов, а также отмена нормативных документов, создающих неоправданные технические барьеры.
«Среди предполагаемых к разработке стандартов, а их более трехсот, есть немало и таких, которые направлены на обеспечение пожарной безопасности объектов нефтегазового комплекса. И в этой связи было бы крайне полезно к разработке соответствующих стандартов привлечь широкий круг заинтересованных организаций и специалистов. Стандарты, разработанные в порядке межведомственного взаимодействия, как показывает опыт прошлых лет, в большей степени будут способствовать достижению целей Программы стандартизации нефтегазового комплекса», - отметил Александр Красавин.
По материалам РИА "Индустрия безопасности"