info@niiopb.ru / Схема проезда
Опыт внедрения риск-ориентированного контроля и оптимизацию терорганов
Лучшие практики пилотных контрольно-надзорных ведомств по внедрению риск-ориентированного подхода при проведении проверок необходимо масштабировать. Пока лидерами в этой части являются МЧС и ФНС — эти госорганы внедряют «умный» контроль в своей деятельности наиболее успешно. Тиражировать необходимо и позитивный опыт оптимизации работы территориальных органов министерств и ведомств — большинство из них пока находятся на старте такой работы. Такие поручения даны по итогам заседания Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ, которую возглавляет министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Переход на риск-ориентированный подход лежит в основе реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ, которая получила статус приоритетной программы президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ключевой принцип этого подхода: «чем больше потенциальные риски — тем чаще проверки». В пилотном режиме внедрение этой модели началось в 2015 году в пяти ведомствах: МЧС, ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. По итогам заседания им поручено продолжить реализацию ведомственных планов по внедрению риск-ориентированной модели, обратив особое внимание на профилактику нарушений обязательных требований и развитие современных кадровых технологий. А Минэкономразвития и Экспертный совет при Правительстве должны будут до 17 января представить предложения по дальнейшей оптимизации планов проведения проверок на 2017 год.
МЧС, по мнению экспертного и предпринимательского сообщества, продемонстрировало наиболее высокие результаты в этой части.
Все поднадзорные объекты мы распределили по 5 степеням риска, в общей сложности 2800 объектов. Из них в категорию с самым низким уровнем рисков попало 700 тыс. объектов — они не будут подлежать плановым проверкам. В категории высокого и значительного риска попало чуть более 330 тыс. объектов, которые будут подлежать обязательному надзору раз в 3-4 года. Все остальные будут подвергаться проверкам раз в 7-10 лет. По итогам завершения планирования можно сказать, что от 140 тыс. плановых проверок, заявленных на следующий год, осталось 95,5 тыс. Таким образом, количество плановых проверок снизилось на 30%. По итогам года можем сказать, что количество пожаров снижается на 7%, количество погибших — более чем на 10%», — говорит директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кададов.
Кроме того, министерство ведёт профилактическую работу с предпринимателями: к концу декабря на сайтах главных управлений МЧС появятся не только планы проверок, но и программы профилактической работы на весь следующий год.
Снижение административной нагрузки со стороны МЧС отмечает малый и средний бизнес. По словам вице-президента «Опоры России» Марины Блудян, за весь год по вопросам пожарного надзора от предпринимателей поступило лишь 6 жалоб, в то время как в прошлые годы их число иногда достигало тысячи.
Работа МЧС в данном направлении качественная и дисциплинированная. Министерство даёт хорошие примеры для применения и масштабирования в других надзорах. Ведомственный паспорт по реализации приоритетного проекта, который они сделали в инициативном порядке, является лучшим из рассмотренных на сегодняшний день. Важно, что МЧС реально работает над сокращением уровня вреда и ущерба. Мы ведь говорим именно об этом, а не о количестве проведённых проверок. Но нужно иметь в виду, что, когда речь идёт о внеплановой проверке по обращениям при наличии потенциальной угрозы и вреда, тотальный отказ от проверок без понимания уровня потенциальных рисков для государства неприемлем, потому что мы должны защищать общественные ценности, жизнь и здоровье», — отметил Михаил Абызов.
Случаи, когда есть явная угроза жизни и здоровью, являются для МЧС исключением, уточнил представитель ведомства. Кроме того, МЧС намерено предусмотреть возможность самодекларирования, когда предпринимателю направляется запрос о том, насколько жалоба соответствует действительности и проведена ли внутренняя работа по устранению недостатков.
На следующем этапе внедрения риск-ориентированного подхода всем ведомствам нужно будет выстроить чёткую систему координат по внеплановым проверкам и определить индикаторы риска, чтобы понимать, где надо проводить проверку, а где не надо, подчеркнул, в свою очередь, замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.
Что касается другого ведомства-«отличника» — Федеральной налоговой службы, то там поднадзорные объекты распределены на 3 группы: малые предприятия, обычные и крупнейшие. На сегодняшний день проверкам подвергается лишь одно из тысячи малых предприятий, число выездных проверок по обычным предприятиям сократилось на 13%, сообщил замруководителя ФНС Даниил Егоров. При этом инспекторы не выходят на проверку, если доказано отсутствие риска. Также служба разработала регламент управления рисками для налогоплательщиков.
ФНС ушла от оценки качества своей деятельности на основе количества проверок или объёма собранных штрафов и начала измерять среду, отметил Михаил Абызов, подчеркнув, что этот опыт крайне важен. Качественно работающая налоговая служба приравнивается к добропорядочному, дисциплинированному налогоплательщику.
Менее показательны успехи Роспотребнадзора, который также разделил поднадзорные объекты на категории риска, всего их шесть. Из 950 тыс. хозяйствующих субъектов, состоящих в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих государственному надзору, освобождены от плановых проверок только 22,8%, а из 1 млн 300 тыс. объектов государственного надзора к категории низкого риска отнесено всего лишь 32,5%. Такие показатели Михаил Абызов назвал неудовлетворительными.
Ростехнадзор разделил поднадзорные объекты на 4 класса опасности, при этом число опасных производственных объектов сократилось на 40%. Количество плановых проверок в первый год внедрения — с 1 января 2014 года — сократилось на 58%, а в 2015 году их число по отношению к 2014 сократилось ещё на 17%. На 31% снизился уровень смертельного травматизма.
Роструд выделил 5 категорий рисков. Объекты с наиболее высоким уровнем риска будут проверяться раз в 3 года, при этом порядка 4 млн хозяйствующих субъектов с низким уровнем риска будет исключено из-под надзора. Между тем бизнес всё ещё отмечает значительную административную нагрузку со стороны ведомства.
Заслушав практики по внедрению риск-ориентированного подхода, предлагаю провести некоторое обобщение и подготовить методики по совершенствованию риск-ориентированного подхода исходя из тех наработок, которые у нас уже есть. Разрабатываемые сейчас ведомственные паспорта реализации приоритетного проекта по реформированию госконтроля обязательно надо провести через обсуждение нашим общественно-деловым советом во главе с Александром Шохиным. И, в частности, по Роструду детально обсудить, как теория и преобразования соотносятся с тем, что происходит "на земле", и что нужно скорректировать. Важно получать обратную связь от предпринимательского сообщества, бизнес-объединений не только по вопросам, связанным с изменениями, но и по вопросам текущей работы», — подчеркнул Михаил Абызов.
12 министерствам и ведомствам, участвующим в приоритетной программе, поручено до 20 декабря провести оптимизацию планов проведения проверок на 2017 год, сократив проверки в отношении объектов с низкой категорией риска.
Министр также предложил провести обзорную конференцию для обмена опытом между ведомствами по применению риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
Подкомиссия, помимо прочего, обсудила, как министерства и ведомства исполнили поручение заместителя Председателя Правительства Дмитрия Козака проанализировать основные показатели деятельности территориальных органов и подготовить предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования.
Соответствующие материалы представили 25 министерств и ведомств, при этом треть из них не соответствовали требованиям, отметил замруководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Михаил Прядильников. Наиболее успешные наработки, по мнению экспертов, представил Роскомнадзор: ведомство направило информацию по имеющимся отклонениям в значениях показателей и об их причинах, предложило варианты оптимизации терорганов с учётом ранее разработанных экспертами методических рекомендаций. Позитивный опыт подкомиссия отметила также в ФНС, Роснедрах и Рослесхозе. Эти ведомства предлагают провести перераспределение штатной численности работников между терорганами, сбалансировав таким образом распределение нагрузки на сотрудников. Ответственных сотрудников этих ведомств рекомендовано поощрить. Остальные федеральные органы поручение исполнили некорректно.
В целом мы согласны с результатами проведённого анализа. Добиться существенного улучшения качества анализа основных показателей деятельности территориальных органов пока не удалось — по-прежнему есть дефицит конкретных предложений по оптимизации и распределению ресурсов по территориальным органам», — подтвердил член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин.
Госорганы, не выполнившие поручения вице-премьера, должны объяснить причины такого положения дел, подчеркнул Михаил Абызов. В Правительство, по его словам, будут представлены доклад с оценкой качества проведённой ведомствами работы и предложения по персональной ответственности. Результаты анализа показателей деятельности не представили Росавиация, Росгидромет, Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Предложения о взыскании в отношении исполнителей, а также заместителей руководителей этих ведомств должны быть представлены до 15 декабря.
Что касается ведомств, которые качественно выполнили эту работу, — нужно понять, есть ли в их работе элементы, которые мы могли бы предложить другим коллегам как лучшие практики. Если есть, то их надо систематизировать, сделать общий обзор и до всех довести. Также работу по оптимизации терорганов необходимо совместить и с реализацией приоритетного проекта по реформированию госконтроля», — подчеркнул Михаил Абызов.
Обобщить лучшие практики, согласно протоколу подкомиссии, должен будет Аналитический центр при Правительстве, на их основе будут выработаны рекомендации для других ФОИВ.
Остальным министерствам и ведомствам поручено до 15 декабря уточнить анализ показателей деятельности терорганов по итогам 9 месяцев 2016 года и представить обоснованные предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования в 2017 году.
На заседании также рассмотрели ход актуализации федеральными органами исполнительной власти и госкорпорациями Росатом и Роскосмос сведений, размещенных в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг. В настоящее время госорганы не в полной мере обеспечивают необходимый контроль качества информации, опубликованной в реестре, констатировал Савва Шипов. Своевременно и оперативно обновили информацию Росаккредитация, Росатом, Роскосмос и Росгидромет. Актуализировать информацию в реестре и направить соответствующий отчёт в подкомиссию и Минэкономразвития ведомства должны будут до 20 декабря.
По материалам НСОПБ